30 мая 2016, 11:11

«Только в России я впервые на выездные матчи летал самолетом»

Центровой «Самары» Евгений Минченко подводит итоги первого для себя сезона в российской Суперлиге, а также рассказывает о чемпионатах Украины и Латвии. 80 матчей за сезон, общение с болельщиками, отдых в Одессе и многое другое — в большом интервью самого высокого и самого веселого игрока «Самары».

- Ты завершил сезон настоящим марафоном: семь матчей за семь дней. Долго потом восстанавливался? И был ли раньше в твоей карьере столь интенсивный отрезок?

- Такое, чтобы играть семь дней подряд, у меня было впервые. Конечно, было очень тяжело, причем не столько физически, сколько морально. Я в каждой игре старался выкладываться на все 150% – и, наверное, именно эмоций в итоге и не хватило. Я, видимо, выдал максимум в полуфинале Единой молодежной лиги против «Автодора», на следующий матч против «Химок» меня уже попросту не хватило. Но затем нужно было восстанавливать свои резервы – мы полетели в Пермь на матчи Суперлиги. Там в первой игре у меня тоже мало что получилось – я был выжат. Собрав все последние силы, я постарался помочь команде в четвертом матче серии – но, увы, и там мы не сумели выиграть…

Морально я уже успел восстановиться. А физически… Вот сейчас потихоньку готовимся к отпуску, тренируемся, чтобы быть в тонусе. Хочется, конечно, уже отдохнуть: сезон был сложный. И за тот достаточно короткий промежуток времени, что мы будем отдыхать, нужно полностью восстановиться, чтобы к новому сезону подойти в самой боевой форме.

- Всего за сезон ты провел около шестидесяти матчей. Это твой «рекорд»?

- Наверное, нет. В первый мой сезон в Латвии, когда я выступал за «Лиепаю», я играл в четырех турнирах: в молодежном чемпионате страны, в Европейской юношеской баскетбольной лиге, в чемпионате Латвии с основной командой, плюс еще Балтийская лига. Набежало порядка восьмидесяти матчей. Очень тяжелый был сезон. Когда он закончился – вообще не было сил куда-либо идти и что-то делать.

- Ты ведь был довольно плотно загружен и помимо тренировок и игр: и в мастер-классах участвовал, и пельмени лепил, и в других акциях был задействован. Как относишься к такой «околобаскетбольной» деятельности?

- Для меня куда-то ходить и популяризировать баскетбол и наш клуб – только в радость. Очень приятно куда-то приходить и чувствовать, что дети рады тебя видеть. Или, например, пельмени: мы не только поели вкусных пельменей, но и просто весело провели время. Так что, если меня куда-то приглашают, я всегда соглашаюсь: стараюсь жить не только баскетболом, но и смотреть, что происходит вокруг. И Самару по-другому увидел, и вот недавно ездили в Отрадный – это вообще первая моя поездка по области, не связанная с играми. Это же интересно!..

- Наверное, именно поэтому у юных болельщиков ты едва ли не самый популярный игрок нашей команды. Не напрягает их внимание после, например, проигранных матчей?

- Бывают такие игры, после которых настроения совершенно нет. Но стоит кому-то подойти с просьбой сфотографироваться – и настроение возвращается. И хочется работать еще больше, играть еще лучше – чтобы больше болельщиков приходили на наши матчи, чтобы чаще подходили фотографироваться. Внимание болельщиков всегда приятно, и я готов всем пойти навстречу, стараюсь никому не отказывать.

- К жизни в России быстро привык?

- У меня и родственники есть в Москве, и с родителями часто ездили на рыбалку в Астраханскую область. Луганск ведь находится всего в сорока километрах от границы с Ростовской областью, поэтому в России я с детства бывал очень часто. Поэтому каких-то сложностей в бытовом плане или в общении вообще не было. Только поначалу по привычке все цены переводил в гривны, вот к этому какое-то время привыкал, но сейчас уже знаю, что где и сколько стоит. К тому же менталитет у нас на постсоветском пространстве примерно одинаковый, несмотря на известные политические события мы остаемся братьями.

Я с 15 лет живу один, поэтому какого-то дискомфорта, переехав в Самару, не испытывал. И мама ко мне приезжала, и с родственниками и друзьями виделся, да и команда у нас сплоченная, так что скучать не приходилось. Опять же, на разные мастер-классы ездил. Поэтому и «вне баскетбола» сезон прошел хорошо.

- Главное твое впечатление от российской Суперлиги?

- Наверное, все-таки я больше впечатлен просторами России. И я не думал, что чемпионат здесь настолько сильный: все-таки ожидал, что он послабее или хотя бы такого же уровня, как и украинский. Оказалось же намного тяжелее. Но это даже хорошо и я этому рад: это дает возможность прогрессировать. Надеюсь, что и в будущем уровень чемпионата будет только расти, а вместе с ним буду расти и я и радовать самарских болельщиков хорошим баскетболом.

- Российские расстояния – это самое сложное, к чему пришлось привыкать?

- Только перейдя в Самару, я впервые на выездные матчи летал самолетом. В Украине – максимум поезд. Или автобус. Два-три часа, максимум пять – и ты на месте. В Латвии – только автобус, причем сразу в день игры: страна маленькая, днем выехал, вечером сыграл – и сразу вернулся домой. Здесь же – перелеты в Сибирь или на Дальний Восток. Запоминающиеся поездки. Очень тяжелые, но и интересные. И после половины сезона я к ним уже привык, воспринимал как должное. Садился в самолет и засыпал. Неудобства? Конечно, перелеты, например, во Владивосток или на Сахалин даются тяжело. И обычным-то людям не всегда бывает удобно, а высоким и подавно. Но приходится как-то выходить из положения, просить себе место у аварийного выхода или сидеть боком…

- А в игровом плане – можно ли сравнить российскую Суперлигу с чемпионатами Украины или Латвии?

- Я, наверное, около полугода привыкал к здешнему стилю игры: в России больше играют за счет «физики». После Украины привыкнуть было очень сложно. Надеюсь, ближе к концу сезона у меня получилось выйти на этот уровень. К тому же и судьи судят чуть по-другому. Нужно было поймать «местный» ритм. Тренировки тренировками, но когда выходишь играть – нужно было «перестроиться» в голове, понять, как ведется здесь игра.

Что касается уровня турниров… В украинском чемпионате был период расцвета, когда команды играли и в Евролиге. Чемпионат был очень сильным, наверное, лишь немного уступая Единой лиге ВТБ. Сейчас же, вот два последних года я играл в Одессе, он слабее российской Суперлиги. Хоть это и второй дивизион чемпионата России, здесь собраны игроки, которые либо вот-вот перейдут в Лигу ВТБ, либо уже поиграли там. Суперлига – это некий плацдарм для подготовки игроков к Единой лиге ВТБ. Это сильный чемпионат очень хорошего уровня, где выступают команды от Москвы до Сахалина.

- То есть для украинских баскетболистов наша Суперлига – это никак не шаг назад в карьере?

- Ни в коем случае! Конечно, изначально многие думают: а, это второй российский дивизион, это не очень престижно… Но приезжают сюда – и быстро понимают, что здесь люди собрались не для того, чтобы поиграть-побаловаться и разойтись по домам. Нет, здесь такая же плодотворная работа, здесь все поставлено примерно так же, как в Единой лиге ВТБ, только, скажем так, в других городах. И выступать в Суперлиге ни в коем случае не зазорно, поэтому игроки с Украины сюда приезжали и, думаю, будут приезжать. Предложения у них, знаю, есть, и надеюсь, что еще больше мох друзей и знакомых будут играть в российском чемпионате.

- Ты сказал, что в России игра больше построена на «физике». Раньше не приходилось встречаться с игроками, похожими по габаритам на Павла Подкользина?

- Нет, с такими большими игроками встречаться еще не доводилось. Но, например, в украинской Суперлиге я играл против опытных баскетболистов. И в Латвии есть большие игроки. Правда, таких как Подкользин пока не встречал.

- А что скажешь про Артема Клименко, против которого совсем недавно играл в «Финале восьми» Единой молодежной лиги ВТБ?

- Артем – хороший игрок, физически очень сильный. Надеюсь, у него будет все хорошо в плане карьерного роста. А по поводу нашей «дуэли» пусть судят тренеры. Да, он забил больше и вообще показал эффектную игру, но вроде бы и я в грязь лицом не ударил. Хотя «лишних» фолов я наполучал. Но это, наверное, из-за нехватки опыта: Клименко все-таки играет в Единой лиге ВТБ, против более мастеровитых соперников – это, может быть, и сказалось на том, что он в итоге сыграл чуть лучше меня.

- В некоторых матчах ты получал совсем мало игрового времени, а пару раз и вовсе все сорок минут сидел на скамейке. Сильно переживаешь такие моменты?

- Конечно. Я вообще на скамейке сильно переживаю за ребят, которые сейчас на площадке, хочется хоть чем-то им помочь. Тяжело прежде всего морально: ты неделю готовишься именно к этой игре, к этому конкретному сопернику – а потом весь матч сидишь… Но это тренерское решение, мы все взрослые люди, не нужно это решение оспаривать, значит, мне просто надо еще больше работать, а выходя на площадку – доказывать, что я сильнее.

- Практически с каждого матча можно найти фото, где ты не сдерживаешь себя, проявляя эмоции. Тебя можно назвать главным заводилой в команде?

- У нас в этом сезоне вся команда была дружной, все друг друга поддерживали, несмотря на то, выигрывали мы 20 очков или столько же уступали. Мы всегда были вместе. А я, даже если не был на площадке, просто старался помочь ребятам, завести их, чтобы они играли более эмоционально и более агрессивно. Надеюсь, этим я им помогал, а не мешал.

- Ты очень рано начал профессиональную карьеру, в 15 лет. Как так получилось?

- Я играл в чемпионате ДЮБЛ за команду Луганска и мне поступило предложение переехать и профессионально тренироваться и играть в молодежных командах от двух клубов: от «Донецка» и БК «Киев». Подумав, мы с отцом решили, что лучше будет выбрать Киев: там и возможностей больше, и тренер был более во мне заинтересован. Правда, буквально через пару месяцев я получил травму и пропустил весь сезон. Это был шаг назад в моей карьере. Но за полтора-два года в Латвии я попытался восстановиться и сделать несколько шагов вперед. Уж не знаю, получилось или нет, но я ни о чем не жалею. Даже будь такая возможность, я бы ничего не стал менять.

- А как ты оказался в Латвии?

- У меня появился агент, латыш. Он предложил съездить в Латвию на просмотр. Я съездил, мною заинтересовался один клуб, «Лиепая», которому было интересно, чтобы я играл и в молодежной команде, и основе помогал, пусть сначала и на второстепенных ролях, но потихоньку выходя на более высокий уровень. Я подписал с ними контракт на два года, но после первого сезона, как раз когда я отыграл очень много матчей, в клубе поменялся тренер, новый был не особенно во мне заинтересован – и меня отдали в аренду в другой латвийский клуб, «Сальдус». Там я много играл, получил большую практику. Так что хорошо, что в «Лиепае» не стали просто держать меня на скамейке. Я набрался опыта, что дало мне возможность вернуться на Украину, в Одессу, в отличный город, к хорошим тренерам, у которых я получал определенное доверие.

- Что из себя представляет латвийский чемпионат?

- Чем интересна Латвия, как и Литва – это по-настоящему баскетбольные страны. Там, конечно, есть и другие виды спорта, но баскетбол – номер один с очень большим отрывом. Все сделано с упором на баскетбол. Если у нас маленькие дети идут сначала на футбол, то в Латвии, чуть только ребенок что-то может сделать – он идет в баскетбол. Такой менталитет. Большие арены, хорошие школы… Там созданы условия, чтобы молодые игроки не сразу резко попадали во взрослые команды: есть некая «буферная» зона, где игроки сезон-два «дозревают»: вроде бы это и молодежная команда, но игроки там готовятся к переходу в мужской баскетбол. В России или Украине такого нет. Хотя в прошлом сезоне в российской Суперлиге выступала «экспериментальная сборная», но она отыграла всего год, именно как эксперимент. В Латвии же это поставлено на «широкую ногу», проект идет по накатанной, в командах просто меняются игроки. Отсюда и больший выход игроков хорошего уровня: и в России, и в европейских чемпионатах играют немало латвийских игроков, и в НБА есть Кристапс Порзингис. Так что латвийский баскетбол стремительно развивается, можно за него только порадоваться. Дай бог, чтобы и у нас так было.

- Из тех, с кем ты вместе играл в «Лиепае» или «Сальдусе», кто-то уже успел о себе громко заявить?

- У меня есть друзья, которые раньше играли в «Лиепае», а сейчас выступают за «Вентспилс»: Жанис Пейнерс, Андрей Шеляковс и Артис Ате. Это вторая команда в чемпионате Латвии. В середине мая «Вентспилс» и ВЭФ играли между собой в полуфинале чемпионата. И хотя ВЭФ – команда Единой лиги ВТБ, «Вентспилс» два раза ее обыграл. К тому же, команда играет в еврокубках. Так что друзья у меня хорошо устроились (смеется). Я каждое лето тренируюсь в Латвии у своего агента, вместе с игроками, которые выступают за ВЭФ в Единой лиге и постоянно находятся на виду.

- Совсем скоро у тебя начнется отпуск. Какие планы на лето?

- Пока мы еще с некоторыми ребятами из команды Суперлиги продолжаем работать. Доработаем до конца месяца, а потом уже разъедемся по домам. Очень хочу попасть к себе на родину, в Луганск: я там не был уже года три. Потом надо съездить в Одессу, там у меня друзья, плюс там море, так что можно хорошо отдохнуть, получить эмоциональную разгрузку. Ехать отдыхать куда-то заграницу просто не вижу смысла. Но не буду запускать и тренировочный процесс: и в Луганске, и в Одессе у меня есть, где тренироваться. А уже ближе к сезону хочу поехать в кэмп в Латвию, чтобы уже к первым сборам с командой подойти в оптимальной форме и показать, что я готов к большей ответственности и большему доверию со стороны тренера. В кэмпах, кстати, с нами работают вот только что назначенный главным тренером «Нижнего Новгорода» Артурс Шталбергс, которого я немного не застал в «Лиепае», где он начинал тренировать, и тренер «Нижнего» по физподготовке Оскарс Эрнштейнс.

- Человека родом из Луганска нельзя не спросить о ситуации в регионе…

- Сейчас, слава богу, там все хорошо. Новости я не смотрю. Самые достоверные новости для меня – это родители. Они живут в Луганске, я с ними каждый день общаюсь по скайпу. Когда боевые действия были в самом разгаре, конечно, было очень тяжело: это моя родина, я в этом городе прожил пятнадцать лет – а тут смотришь на фото или видео на разбитые дома и улочки, по которым гулял, когда был совсем маленьким… Но дома домами, а хуже всего, что страдали мирные жители. Хочется, чтобы все уже окончательно успокоилось.

Похожие новости